Мамин сундучок-форум для настоящих и будущих мам

Объявление

Фотоконкурс "Мисс Лето"
Фотоконкурс "Малыш Июля 2016"
Уважаемые пользователи! По вопросам размещения рекламы, обращайтесь пожалуйста к администрации форума. В случае размещения рекламы без согласия администрации, последует удаление созданных тем и блокировка аккаунта.
книги BannerFans.com BannerFans.com BannerFans.com
http://detkimama.ru/viewtopic.php?id=8714#p296657

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Мамин сундучок-форум для настоящих и будущих мам » Братики-сестрички » Полезные статьи. (Изба-читальня)


Полезные статьи. (Изба-читальня)

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Статья "Младший брат, или Как не превратить мальчика в кисейную барышню?". Выставлена 2010-04-15.
Автор: Ирина Летновская
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-34618/

Щечки – абрикосики, глазки – горький шоколад , пухлые коленки и крепкие кулачки – вот он: сидит на кровати как большая кукла, внимательно на меня смотрит, ждет, когда возьму на руки. Сын! Его даже по имени-отчеству дома величают, как начальника – такой он важный. Но это сейчас. А лет 6-7 назад было вот что…

Потеряла я тогда свою подругу – отзывчивого доброго человечка. Нет-нет, с ней все в порядке, жива-здорова, да вот только мы не общаемся. А случился наш разлад так: попросила она меня как-то устроить на работу своего младшего брата, симпатичного парнишку-студента, на 5 лет моложе нас. Я похлопотала перед начальницей, наобещала с три короба – его взяли, назначив одним из моих помощников. Заниматься им особенно времени не было – дала задание и ушла: свой человек – не подведет… Он как-то работал, разве что отпрашивался частенько, да пропал однажды на неделю, но ничего – нашелся.

А спустя три месяца я уже была «на ковре»: краснея и заикаясь, объясняла начальнице, откуда взяла «это чудо», и слушала о том, какой из меня руководитель. В общем, запорол парень мой проект, пришлось с другими сотрудниками ночами сидеть, чтобы не понести убытки. А он дома был, спал. Будучи в водовороте эмоций, выставила я этого «работничка» за дверь, а сестре его написала большое письмо – суть дела изложила, извинилась, что так вышло.
т
С тех пор мы с ней не в ладах: звони не звони, пиши не пиши – ответа нет. Не смогла она вынести такого оскорбления, чтобы ее любимого младшенького уволили, да еще я – подруга, для которой она столько сделала. И правда – сделала, в беде не бросала. Я все помню и благодарна... Да вот только толку от моей благодарности ни грамма – нет с ней контакта, и, самое печальное, уже и не хочется… Но гораздо больше моя подруга помогала своему брату, он был для нее этаким тамагочи, причем по мере их взросления забота о «малыше» становилась все более и более дорогой.

Потому сейчас, наблюдая за тем, как развиваются двое моих детей, тоже девочка и мальчик, с такой же почти что разницей, я мысленно возвращаюсь к той истории – думаю, как сделать так, чтобы сестра за брата не отвечала.

По мере того, как малыш растет, он начинает представлять для сестры все больший интерес. Она уже полностью «отпустила» меня, приняв как факт необходимость моего постоянного пребывания с братом. Он же со своей стороны присутствует при всех ее занятиях – как свободных, так и совместных со мной. Мы рисуем – он смотрит, мы учимся – он наблюдает, мы играем в веселые игры – он всей душой с нами, хохочет и лопочет по-своему. Очевидно, что он провел границу между родителями и сестрой, воспринимая ее на равных. Дочь, как никто другой, понимает его желания, может успокоить, сунуть нужную игрушку. Помню, как на мой тревожный вопрос, почему малыш, находящийся в соседней комнате, долго молчит, услышала ее укоризненное: «Ну, хочется ему помолчать – не хочет он плакать!».

Попробовав различные методы, чтобы обратить на себя внимание, девочка поняла, что подобать малышу плачем и прочим поведением, свойственным восьмимесячному младенцу, а также привлекать скандалами – не эффективно, теперь она всячески стремится выслужиться – помогает по дому. Возможно, не последнюю роль в этом сыграло и то, что дочь, по складу своему – человек добродушный и не жадный. Все ныне происходящее я расцениваю как положительное изменение в нашей совместной жизни и считаю сигналом к началу собственно воспитания.

Мы в семье, включая дедушек и бабушек, приняли несколько правил и стараемся их придерживаться настолько, насколько это возможно. Вот эти правила:

1. Детей заводят родители

Сына родила я, а не моя дочь. И не моя мама. Поэтому вся ответственность за детей лежит на мне и муже. Можно прибегать к помощи, но выполнять основную работу, равно как и принимать жизненно важные решения, должны родители. Если сестре интересно – пусть ухаживает за братом, иногда полезно и попросить ее о помощи, не превращая это в обязанность. У старшего ребенка должны быть личное время, пространство и круг общения.

2. Все твое – мое

Сестра вовсе не обязана отдавать брату подаренные лично ей вещи, игрушки, даже если она из них выросла или давно ими не пользуется. Хоть брат и маленький, это не дает ему автоматического перехода прав. Поиграть – да, но дарить свои вещи или нет – это решение должно оставаться за ней. Жадность в семье поощрять тоже не нужно. «Когда Глеб вырастет, я не дам ему носить свои ботинки!». «Хорошо, Ксенечка. Мы купим ему новые. Правда, тогда нам не хватит денег тебе на коньки. Если бы ты дала ему свои старые ботинки, то и на коньки бы хватило!». «Дам-дам! Ну, конечно, дам!» Шантаж? Не уверена: сестре с братом жить вместе по меньшей мере лет 18 – им придется научиться ладить друг с другом и делить многие вещи.

3. Слово – серебро, а молчанье – золото

Сравнивать детей – дело неблагодарное, некрасивое, потому что при этом кто-то всегда проигрывает, оказывается хуже другого. Не сравнивать детей – невозможно, потому как это происходит еще с того момента, когда младший находится в животе. Потому выдавать результаты своих заключений самим детям следует только те, что объединяют, а не разобщают их: «Вот смотри, на этой фотографии вы с братом оба – вылитый папа!»

4. Отказ от роли рефери

Если ты не присутствуешь при ссоре, ты не можешь наказать того, кто кажется тебе виноватым. Потому что только «кажется». Придется наказать обоих, отменить совместную прогулку в парк с блинами и самокатом – пока не научатся договариваться. При этом навострить уши и следить за тем, как они придут к консенсусу, не допускать того, чтобы один ребенок запугивал другого.

5. «Лапупочек» и «Мусенька»

Когда в доме появляется малыш, старший ребенок автоматически кажется большим, а если книжки читает, плавает без нарукавников и на велосипеде катается двухколесном, то и подавно. Но все-таки он еще маленький, и ничего страшного нет в том, чтобы поиграть с ним в «совсем маленького». Не переживайте, он не разучится отличать букву «А» от буквы «О» – роль младенца ему быстро надоест.

6. Мечтать не вредно

Мне кажется не лишним напоминать малышам, какими друзьями они будут, когда вырастут.

7. «Бабеныш-Ягеныш»

Хорошо бы не позволять бабушкам превращать парня в сплошной «засос». Второй ребенок расслабляет, даже если и простужается чаще; с ним меньше опасаешься разных случайностей: не караулишь у кроватки, глядя – дышит не дышит, носом не носом. Поэтому инстинктивно выплескиваешь всю свою любовь. Главное, чтобы он в ней не захлебнулся, не сделал вывода, что он – царь.

8. Девочки – налево, мальчики – направо.

Сыночек хоть и младший, но именно он – будущий мужчина, глава семьи. Поэтому нет ничего такого в том, чтобы сказать ему лишний раз: «Не реви! Ты– мужик!». Пускай привыкнет, потом поймет. И не надо кудахтать над каждой царапиной, иногда они заживают и без зеленки.

Ну и последнее, на мой взгляд, самое важное для мальчика, младший он или старший – это пример отца.

В общем, не знаю, что на это скажут более опытные родители и психологи, но вот такой у меня нынче дома эксперимент, о результатах которого я сообщу чуть позже – лет через двадцать.
Комментарии к сатье:
Лалочка: 2010-04-15 10:05:46. Сама я старшая сестра. С братом разница 11 лет. Возила его на прогулках, укладывала спать, ходила с ним на лечение. А в его семь лет уехала учиться в другой город. Сейчас периодически вставляю ему пистоны или просто "глажу по головушке". В детстве не наобщались, сейчас общение не очень получается. У самой дети "по-другому": сын старший, а дочь младшая. Прочитав эту статью увидела "мамский" взгляд на ситуацию, когда младшим растет сын. Мысли вполне здравые.
мама Лена: 2010-04-15 10:49:35. Хорошая статья,надо взять на заметку,хотя у меня мальчишки.А вот подруге пошлю,у неё дочь старшая.
У нас с братом тоже разница 7 лет.Особо я его не опекаю,но вот негативное к нему отношение с трудом воспринимаю объективно,очень переживаю по этому поводу.

0

2

Как трудно быть начинкой в сэндвиче

Нередко в большой семье средний ребенок становится трудным, проблемным. Казалось бы — почему, ведь у родителей уже есть опыт? Средний — это ребенок, находящийся в ситуации сэндвича: он является как бы прослойкой между старшим и младшим. Мама больше занята либо хлопотным старшим, либо малышом, а со средним вроде бы все понятно и просто. Но действительно ли это так?

Эмоциональная предыстория

Средний когда-то был вторым, мамочкиным любимцем. Потом, когда он перестал быть младенцем, ему пришлось отвоевывать жизненное пространство у царственного первенца, потом — доказывать родителям, что он не хуже старшего. Со старшим у него не все просто: старший изо всех сил старается отстоять свое первенство и не упускает случая, чтобы «ткнуть» брата или сестру своим превосходством и указать его место — второе, всегда второе, только после себя. Но эмоциональное тепло и снисходительность родителей к младшему тем не менее от многого оберегали второго ребенка. И тут он стал средним. Серьезное превращение.

Сперва сердечное внимание мамы переключилось на вынашивание нового существа, а потом все силы и время были брошены на младенца. Переживания первенца после рождения второго сконцентрированы, как правило, на потере единоличного владения вниманием родителей. Второй никогда не был единоличным хозяином родительского внимания, поэтому потеря внимания его не задевает. Но он был очень любимым — ведь известно, что часто мамы ко вторым детям гораздо более нежно относятся. Страдания второго ребенка в период после рождения следующего в основном связаны с потерей сугубого эмоционального тепла матери.

Остатки не всегда сладки

Младенец требует многих хлопот, да и старший расслабиться не дает. Вот и получается, что среднему ребенку довольно долгий период, длящийся в некоторых семьях до двух-трех лет, доставались остатки времени, внимания и сил родителей после того, как они «управились» со старшим и младшим.

Среднего так любили, пока он был последним, что маме долго может казаться, что уж с этим-то ребенком все в порядке. После рождения нового братика или сестрички средний теряет место любимчика, но нового места часто не приобретает. Часто третий ребенок рождается в то время, когда второй еще не разобрался с тем, кто он такой — что умеет, что любит, чем отличается от старшего и в чем его превосходит. Средний ребенок сталкивается с задачами, незнакомыми старшему, который в своей исключительности не сомневается.

Поэтому типичные проблемы среднего ребенка — проблемы самоидентификации. Если среднему еще не исполнилось четырех лет, когда родился его следующий брат или сестра, он может всерьез засомневаться в том, что он вообще нужен родителям, у которых уже есть старший, умеющий и знающий многое, и сладкий-пресладкий малыш, который просто купается в волнах материнской нежности и абсолютной доступности. И поэтому, не зная, кем ему быть, нередко именно средний ребенок делается самым трудным и проблемным.

Есть даже такой термин — «синдром среднего ребенка». Каковы его проявления? У средних детей довольно часто встречается демонстративное непокорство или поведение, не согласующееся с правилами поведения в группе сверстников, ребенок может довольно долго не уметь самостоятельно одеться или раздеться или навести минимальный порядок в детской. Средние могут иметь выраженные проблемы в обучении — ведь чего только не сделаешь, чтобы привлечь серьезное родительское внимание. Средний ребенок может также занять позицию «слишком хорошего, фактически идеального», не проявляя своих затруднений в словах и поведении, а его проблемы станут телесными, как говорят специалисты, «уйдут в соматику»: тики, энурез, заикания.

Средние детки могут расти эдакими колючими ежиками, особенно в семье, где старший и средний одного пола. Разнополые дети, каждый в своей номинации, не имеют конкурентов, они первый сын и первая дочь. Однополые дети конкурируют за родительское внимание сильнее. А жесткая конкуренция формирует жесткий характер. Если же в семье ситуация такова, что на долю среднего никогда не доставалось ответственных «участков» — например, домашней работы, так как их захватывал старший ребенок, — у него могут возникнуть проблемы с принятием решений и организацией собственной жизни.

Часто среднему ребенку почти совсем не читают книги, соответствующие его возрасту, — он либо слушает книжки, адресованные старшему, слишком сложные для него, либо по миллионному разу «Курочку Рябу». И здесь средний либо на долгий срок потеряет интерес к книжкам, решив, что это совсем неинтересно, и станет тихонько уходить в тот момент, когда родители собрались почитать, или же, наоборот, хулиганить и мешать чтению, либо он научится читать достаточно рано и будет заниматься этим сам. К сожалению, чаще бывает первое.

Если у семьи есть помощники — существует риск эмоционально передоверить кому-то из них именно среднего ребенка. Так может возникнуть значительная эмоциональная дистанция между родителями и средними детьми. Часто у среднего ребенка нет ничего своего. Все — и вещи, и игрушки — в свое время было куплено старшему, и в неизвестный для ребенка момент все может оказаться во владении у младшего. Поэтому средний может вести себя нервно по отношению к собственности.

Буяны, задиры, «черные клоуны» часто оказываются из числа средних детей. И если родители по недостатку сил реагируют жестко, проблемы поведения могут стать хроническими. «Когда про тебя забывают, ты можешь делать что хочешь, не то что старший, за которым мама следит, как скрытая видеокамера», — вот слова реального среднего ребенка. Но хорошо ли, если ребенок ждет, когда про него забудут?

Если дело зашло далеко

И вот в один далеко не прекрасный день папа и мама могут обнаружить, что их средний значительно отстает по эмоциональным или интеллектуальным показателям от сверстников, сомневается в собственной жизненной ценности и родительской любви, имеет страхов больше, чем положено в его возрасте, или не в меру агрессивен с другими детьми. Прежде всего родителям необходимо сформулировать, выделить проблему и назвать вещи своими именами. Сказать себе: «Да, мы несовершенны. У нашего среднего явные проблемы. Что-то мы упустили».

На мой взгляд, называние проблемы — это уже 20-30 процентов успеха. Сформулированную проблему, нужно пронаблюдать недели две-три, созерцать, ничего пока не меняя. Родители должны увидеть ежедневно срабатывающий в семье механизм, лишающий среднего ребенка необходимой доли внимания. Я бы очень рекомендовала делать дневниковые записи, описывающие положение дел. И если наблюдать внимательно, то мама и папа начинают замечать, как старший, тряся тетрадями по математике, умыкает маму от среднего. Как младенец начинает верещать ровно в тот момент, когда мама наконец собралась показать среднему буквы. И средний ребенок покорно уходит, опустив голову, понимая, что лучшего он и не заслуживает.

Так что же делать?

Помните, что средний ребенок нуждается в усиленном рационе внимания и ласки. Его нужно эмоционально согревать, и тогда проблемы его смягчатся и со временем уйдут.

– Не бойтесь авансом хвалить вашего среднего. — Как можно раньше начинайте искать его зону специализации, постарайтесь помочь ему понять, в чем он для вас, для всей семьи «самый-самый». -

- Не упустите момент, когда и среднему ребенку пора доверить что-то делать для других и что-то решать. Постарайтесь поручать ему что-то ответственное, но выполнимое.

– Почаще сравнивайте этого ребенка (про себя, обсуждая это только с мужем, ни в коем случае не с детьми), с его ровесниками, и желательно не из многодетных семей, чтобы иметь четкое представление, имеется ли у вашего среднего задержки или особенности развития, а также сопоставляйте ситуацию жизни вашего среднего с парой-тройкой семей многодетных. Старайтесь подмечать, что хорошего удалось придумать и воплотить в жизнь другим многодетным родителям.

– Постарайтесь хотя бы раз в неделю выделить особое время для занятий со средним ребенком один на один. Пусть это время будет совсем недолгим, 10-20 минут, но неприкосновенность его должна соблюдаться. Никто из домашних — по заранее состоявшейся договоренности — не должен на это время посягать.

– Приходя в магазин, попробуйте сосредоточиться именно на этом ребенке, почувствовать и сформулировать его вкусы и предпочтения — и вкусовые, и игровые.

– Иногда, по мере материальных возможностей семьи, нужно купить именно ему что-то новенькое, необязательное, просто приятное.

– Помогайте среднему выражать в словах свои взгляды, вкусы, привычки. Он должен чувствовать и знать себя в меру своих возрастных возможностей. Сам, без активной помощи родителей, он сделать этого не сможет — именно потому что средний.

– Хвалите достижения и успехи среднего ребенка вне сравнения его со старшим. — Записывайте его крылатые словечки и возрастные достижения. В силу многих причин именно особенности и детали развития среднего ребенка очень быстро забываются. Ведь первый для родителей — глобальное открытие, а со вторым вроде все понятно. Его даже фотографируют меньше.

– Очень важно не лишать среднего ребенка телесного контакта и ласки.

– Помните: рождение следующего ребенка не делает автоматически второго ребенка большим, ответственным и сознательным. Если ему четыре-пять лет — он еще малыш!

А вообще средние дети — очень благодарные создания. Они вырастут в замечательных помощников и надежную опору, если не будут лишены в дошкольном детстве эмоционального тепла и интеллектуального внимания, а в более старшем возрасте — качественного общения с родителями. Как правило, средние дети либо очень проблемные, либо очень надежные. Только надо их, как губку, напитать любовью.

Преимущества среднего ребенка

С того момента когда средний перестал быть младшим, в его психологический «ролевой диапазон» добавилось сразу несколько ролей: средний одновременно старший брат для младшего и младший — для старшего. В будущей самостоятельной жизни ребенок, который был средним, в своей семье умеет довольно хорошо налаживать и отношения «снизу вверх», и отношения «сверху вниз», и отношения «на равных». Социальный интеллект среднего ребенка, как правило, довольно высок. Он умеет понимать людей и ладить с ними. И именно люди, которые росли как средние, часто выбирают профессии, связанные с социальной сферой. Средний ребенок не склонен к жесткому лидерству — это удел первенцев. И в то же время он умеет руководить. Он учитывает опыт старшего ребенка и старается не повторять его социальных ошибок.

Если в семье больше, чем трое

В этом случае присутствует «группа средних», младшему из которых, то есть предпоследнему, который не так давно сменил в семье свою экологическую нишу, труднее всего, именно он нуждается в усиленном родительском внимании. А «старшего из средних» надо брать в союзники. Если в большой семье есть подросшие старшие, то можно по договоренности поручить им какие-то дела, связанные с развитием «младшего из средних». Вообще же чем больше семья, тем мягче проходят многие процессы. Дата публикации: 23 Сентября 2009
Автор статьи: Журнал "Нескучный Сад"
Источник: http://www.pravmir.ru/kak-trudno-byt-nachinkoj-v-sendviche/

+1

3

http://i.smiles2k.net/aiwan_smiles/good.gif

0


Вы здесь » Мамин сундучок-форум для настоящих и будущих мам » Братики-сестрички » Полезные статьи. (Изба-читальня)


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно